Музыкальные термины
Музыкальная терминология - это основа современного исполнительского искусства. Без терминов невозможно записать ноты, а без нот профессиональный музыкант или певец не сможет ни сыграть, ни спеть. Термины академичны – не меняются со временем и не уходят в прошлое. Придуманные более трехсот лет назад, они по-прежнему актуальны.
Основополагающие наиболее известные термины в музыке:
- Арпеджио – чередование нот аккорда последовательно, когда звуки выстраиваются один за другим.
- Ария – вокальное произведение, часть оперы, исполняется в сопровождении оркестра.
- Вариации – инструментальное произведение или его отрывки, исполняемые с различными усложнениями.
- Гамма – чередование нот в определенном порядке, но без смешивания, вверх или вниз до октавного повторения.
- Диапазон – интервал между самым низким и самым высоким звуком инструмента или голоса.
- Звукоряд – звуки, расположенные в ряд по высоте, аналогичные гамме. Звукоряд может присутствовать в музыкальных произведениях или в их отрывках.
- Кантата – произведение для концертного исполнения оркестром, солистами или хором.
- Клавир – переложение симфонии или оперы для интерпретации на фортепиано или для пения в сопровождении фортепиано.
- Опера – важнейший музыкальный жанр, соединяющий драму и музыку, музыку и балет.
- Прелюдия – вступление перед основным музыкальным произведением. Может использоваться как самостоятельная форма для небольшого произведения.
- Романс – произведение для вокального исполнения с сопровождением. Отличается романтическим настроем, мелодичностью.
- Рондо – повторение основной темы произведения с включением между рефренами других сопутствующих эпизодов.
- Симфония – произведение в исполнении оркестра из четырех частей. Основывается на принципах сонатной формы.
- Соната – инструментальное произведение сложной формы из нескольких частей, одна из которых доминирует.
- Сюита – музыкальное произведение из нескольких частей, разных по содержанию и контрастирующих друг с другом.
- Увертюра – вступление к произведению, коротко раскрывающее основное содержание. Оркестровые увертюры, как правило, представляют собой самостоятельное музыкальное произведение.
- Фортепиано – объединяющее название инструментов, действующих по принципу удара молоточка о струну посредством клавишей.
- Хроматическая гамма – гамма из полутонов, образуется заполнением промежуточными полутонами больших секунд.
- Фактура – способ изложения музыки. Основные виды: фортепианная, вокальная, хоровая, оркестровая и инструментальная.
- Тональность – характеристика лада по высоте. Тональность отличают ключевые знаки альтерации, определяющие состав звуков.
- Терция – трехступенчатый интервал.
- Большая терция – интервал в два тона.
- Малая терция – интервал в полтора тона.
- Сольфеджио – занятия по принципу репетиторства с целью становления музыкального слуха и его дальнейшего развития.
- Скерцо – музыкальная зарисовка легкого, шутливого характера. Может входить в крупное музыкальное произведение в качестве его составной части. Также может быть самостоятельным музыкальным произведением.
Термины, определяющие стиль и жанры музыки:
- Адажио (adagio) - спокойно, медленно.
- Аджитато (adgitato) - взволновано, возбужденно, импульсивно.
- Анданте (andante) - размеренно, не спеша, задумчиво.
- Аппассионато (appassionato) - живо, со страстью.
- Аччелерандо (accelerando) - увеличивая темп, ускоряясь.
- Каляндо (calando) - с угасанием, уменьшая скорость и снижая напор.
- Кантабиле (cantabile) - певуче, распевно, с чувством.
- Кон дольчерецца (con dolcherezza) - мягко, с нежностью.
- Кон форца (con forza) - с силой, напористо.
- Декрещендо (decrescendo) - постепенно уменьшая силу звучания.
- Дольче (dolce) - нежно, со сладостью, мягко.
- Долорозо (doloroso) - с грустью, жалобно, с отчаянием.
- Форте (forte) - громко, с силой.
- Фортиссимо (fortissimo) - очень сильно и громко, громоподобно.
- Лярго (largo) - широко, привольно, неспешно.
- Легато (legato) - плавно, спокойно, безмятежно.
- Ленто (lento) - медленно, еще больше замедляя.
- Леджиеро (legiero) - легко, плавно, бездумно.
- Маэстозо (maestoso) - величаво, торжественно.
- Мистериозо (misterioso) - тихо, таинственно.
- Модерато (moderato) - умеренно, с расстановкой, неспешно.
- Пиано (piano) - тихо, негромко.
- Пианиссимо (pianissimo) - очень тихо, приглушенно.
- Престо (presto) - быстро, интенсивно.
- Семпре (sempre) - постоянно, не изменяясь.
- Спиритуозо (spirituozo) - одухотворенно, с чувством.
- Стаккато (staccato) - отрывисто.
- Виваче (vivace) - живо, скоро, безостановочно.
- Виво (vivo) - темп, средний между престо и аллегро.
Музыкальная терминология технического характера:
- Скрипичный ключ – специальный значок, проставляемый в начале нотной линейки, указывающий на то, что нота первой октавы "соль" находится на второй линии нотного стана.
- Басовый ключ – значок, подтверждающий нахождение ноты "фа" малой октавы на четвертой линии нотного стана.
- Бекар – значок, обозначающий отмену действия знаков "бемоль" и "диез". Является знаком альтерации.
- Диез – значок, обозначающий повышение звука на полтона. Является знаком альтерации.
- Бемоль – значок, обозначающий понижение звука на полтона. Является знаком альтерации.
- Дубль-диез – значок, обозначающий повышение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.
- Дубль-бемоль – значок , обозначающий понижение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.
- Затакт – неполный такт, который дает начало музыкальному произведению.
- Знаки, сокращающие нотное письмо, служат для упрощения нотного письма в случае его обширности. Наиболее распространенные: тремоло, знак репризы, знаки мелизматические.
- Квинтоль – форма из пяти нот, замещающая обычную группу из четырех нот, обозначение – цифра 5, под или над нотами.
- Ключ – значок, обозначающий место записи звука на нотной линейке в соотношении с остальными звуками.
- Ключевые знаки – значки альтерации, проставляемые рядом с ключом.
- Нота – значок, проставляемый на одной из линеек нотного стана или между ними, обозначающий высоту и продолжительность звука.
- Нотный стан – пять параллельных линий для размещения нот. Расстановка нотных значков ведется снизу вверх.
- Партитура – нотная запись, отдельная для каждого участника исполнения произведения, с учетом совместимости голосов и инструментов.
- Реприза – значок, обозначающий повторение какой-либо части произведения. Повторение фрагмента с некоторыми изменениями.
- Ступень – обозначение порядка расположения звуков лада, обозначается римскими цифрами.
Дата публикации 02.03.2016
Похожие страницы
Теги
ГРАФИК РАБОТЫ
- Понедельник-Пятница: 10.00 до 18.00
- Суббота: ----------- По договорённости
- Воскресенье: ---------------- Выходной
ЧТО ИЩУТ
Контакты
- ТЕЛЕФОН: (495) 772-13-11
- E-MAIL:
info@rumidi.ru
- ICQ: 3974049